4 простые техники редактирования инфракрасных фотографий в Lightroom и Photoshop

В северном полушарии наступило лето, а вместе с ним и тонны сильного инфракрасного света. Что может быть лучше для экспериментов с инфракрасной фотографией?

Close up of the hand holding a TV remote control using infrared light
TV remote controls use infrared light to communicate with your TV set.

Что такое инфракрасная фотография

Мы привыкли видеть мир в цветах. Но цветов больше, чем так называемый видимый спектр света, который воспринимает наш мозг. Видимый свет занимает небольшую часть всего электромагнитного спектра.
Инфракрасный свет начинается сразу после красного света видимого спектра и поэтому невидим для нас. В инфракрасной фотографии сенсор (или пленка) реагирует на инфракрасный свет, а фильтр отсекает все видимые и УФ-свет. Для интересующего нас вида инфракрасной фотографии мы используем так называемый ближний инфракрасный свет.
Обычно мы не видим инфракрасных изображений. Поэтому инфракрасная фотография может превратить любой вид в неожиданный шедевр.
Все, что вам нужно, это трипод, поскольку вы будете делать длинные экспозиции, и инфракрасный фильтр, такой как Hoya R72. Вам даже не нужно спешить и вкладывать деньги в модифицированную камеру. Просто убедитесь, что ваша текущая камера может видеть инфракрасный свет (сфотографируйте светодиодный индикатор на пульте дистанционного управления). Если вы хотите узнать больше о том, как использовать вашу стоковую камеру для инфракрасной съемки, прочитайте эту статью о том, как начать с инфракрасной съемки, и возвращайтесь после.

Если вам интересно, какие есть хорошие цели в инфракрасной фотографии со стоковой камерой, ландшафт, архитектуры и фотография деревьев — пожалуй, самые простые темы для начала.

Сетка, показывающая различные инфракрасные пейзажные снимки
Некоторые примеры инфракрасной фотографии со стоковой беззеркальной камерой Panasonic Lumix DMC-GF2 micro four thirds.

Как выглядят неотредактированные инфракрасные фотографии

Когда вы делаете инфракрасную фотографию с фильтром, на экране или в видоискателе вы увидите очень красное изображение. Это происходит потому, что фильтр пропускает только свет с длиной волны 720 нм (высокий красный цвет) и больше.

Диаграмма спектра пропускания для инфракрасного фильтра HOYA R72.
Спектр пропускания для инфракрасного фильтра HOYA R72. Обратите внимание, как пропускается немного красного света.

Тот факт, что HOYA R72 (720 нм) пропускает некоторое количество видимого красного света, очень полезен. При использовании ИК-фильтров, блокирующих свет с большей длиной волны, например, при 850 нм, весь видимый свет блокируется фильтром. Это означает, что вы не увидите ничего из сцены, которую пытаетесь сфокусировать и сфотографировать.
Ниже приведен типичный инфракрасный снимок, сделанный прямо из камеры с фильтром HOYA R72. Хотя оно неприятно красное, я смог легко скомпоновать и сфокусироваться. Редактирование сделает эти красные изображения более художественными и приятными для глаз.

Инфракрасное изображение, полученное с помощью фильтра HOYA R72.
Инфракрасное изображение, полученное с помощью фильтра HOYA R72.

4 простых способа редактирования инфракрасных изображений

Мы будем использовать красное изображение выше, чтобы проиллюстрировать различные способы редактирования инфракрасных фотографий. Для редактирования я выбрал программу Adobe Lightroom.
Традиционно для редактирования инфракрасных изображений используется Photoshop. Но для этого введения в редактирование инфракрасных изображений я решил работать с Lightroom. Он не может работать с слоями и не так всемогущ, как Photoshop. Однако он может сделать работу с меньшими головными болями.
Основное преимущество Lightroom перед Photoshop заключается в том, что интерфейс намного проще. Здесь нет слоев, в которых нужно разбираться, вы можете в любой момент отменить изменения, начать все сначала и пакетная разработка с минимальными усилиями.
А если для редактирования потребуется использовать более мощный Photoshop, вы можете экспортировать изображение (изображения) в Photoshop. Сделайте все необходимое, а затем автоматически реимпортируйте их в Lightroom.

Черно-белая инфракрасная фотография

Самый простой способ избавиться от красного цвета — преобразовать изображения в черно-белый. На изображении ниже показано сравнение конвертации в ч/б для одной и той же сцены при цветной и инфракрасной съемке.

Разделенное изображение, показывающее сравнение между простым ч/б преобразованием из цветного и инфракрасного изображений.
Сравнение между простым ч/б преобразованием из цветного и инфракрасного изображений.

Как вы можете видеть, преобразование удалит красный цвет, но не повлияет на инфракрасный вид листвы, воды и т.д.
Самый простой способ преобразования инфракрасного изображения — использовать один из черно-белых пресетов, доступных в модуле Lightrooms Develop.

Скриншот инфракрасного изображения в меню предустановок в Lightroom Develop Module.
Меню предустановок в Lightroom Develop Module.

Пресеты находятся на левой панели модуля Develop. Нажмите на B&W, чтобы открыть выпадающее меню с различными черно-белыми пресетами. Наведя курсор на разные названия, вы можете увидеть, как они влияют на изображение.
Как вы видите, есть предустановка B&W Infrared, и вы можете подумать, что она возьмет классическое изображение и превратит его в инфракрасное. Это не совсем правильно, как видно на изображении ниже.

Разделенное изображение, показывающее сравнение между использованием инфракрасного пресета B&&W на цветном изображении и монохромным преобразованием реального ИК-изображения.
Сравнение использования инфракрасного пресета B&&W на цветном изображении и монохромного преобразования реального ИК-изображения. Листва значительно отличается.

Как правило, если фильтр изменяет вид света, попадающего на матрицу, как, например, инфракрасный фильтр или поляризатор, эффект не может быть воспроизведен в посте простым и убедительным способом.
На изображении ниже показано, как некоторые из предустановок B&W влияют на инфракрасное изображение. Я обнаружил, что лучшими для пейзажей являются предустановки B&W Landscape и B&W High Contrast

Изображение, разделенное на 4 части, чтобы показать сравнение некоторых пресетов B&&W на инфракрасном снимке.
Сравнение некоторых пресетов B&W на инфракрасном снимке.

После преобразования изображения в черно-белое остается только использовать инструмент баланс белого для выборки области, которая должна быть белой/черной или серой.
Затем отрегулируйте экспозицию, чтобы сделать ее более яркой, исправьте искажения и улучшите изображение.
Скриншот редактирования инфракрасной фотографии в lightroom

Сине-белая инфракрасная фотография

Если в вашем изображении есть вода, может быть интересно вновь ввести синий цвет в небо и воду. По сути, вместо черно-белого изображения у вас будет сине-белое.
Существует много различных способов вернуть цвета в инфракрасное изображение, например, поменять местами красный и синий цветовые каналы с помощью микшера каналов Photoshop. Но здесь мы хотим упростить процесс. Вы можете углубиться в этот вид редактирования, когда познакомитесь с инфракрасной фотографией.
Поскольку в Lightroom нет возможности поменять цветовые каналы местами, мы можем использовать функцию разделения тонов, где вы назначаете один цвет для бликов, а другой — для теней.
Самый простой способ — начать с пресета B&W Split Tone Lightroom, чтобы создать базовое изображение с некоторым количеством синего в тенях.

Скриншот Lightroom Эффект пресета B&&W Split Tone. Редактирование инфракрасной фотографии в Lightroom
Эффект пресета B&&W Split Tone.

Эта предустановка преобразует изображение в черно-белое, использует Кривую тонов для добавления контраста и разделения тонов, назначая голубоватый цвет для теней и желтоватый для светлых участков, с балансом тонов для большего утяжеления теней.

Скриншот настроек по умолчанию для пресета B&&W Split Tone для редактирования фотографий ир
Настройки по умолчанию для пресета B&W Split Tone

Поскольку блики слишком желтые, следует уменьшить насыщенность бликов в панели Split Toning. Для этого изображения я установил насыщенность бликов на 13, а оттенок на 30.
Затем переместите ползунок Balance в положительную сторону. Это заставит светлый тон сильнее влиять на тени.
Здесь я передвинул ползунок на 85 и увеличил насыщенность теней до 100.

Скриншот настройки панели Split Toning для редактирования инфракрасных фотографий
Эффект дальнейшей настройки панели Split Toning для уменьшения желтого оттенка в бликах и усиления синего в тенях.

Вы пытаетесь найти ту точку, где более явный синий цвет ограничивается более темным тоном, которым должны быть небо и вода.
Наконец, мы можем использовать кисть, чтобы выборочно затемнить воду, сделав ее более синей, и осветлить листву и замок, чтобы уменьшить остаточный синий оттенок.

Снимок разделенного экрана с использованием инструмента кисти в Lightroom для редактирования инфракрасной фотографии
Используйте инструмент кисти для выборочного воздействия на яркость в различных частях изображения.

И наконец, подстройте и повысьте резкость изображения, чтобы улучшить контрастность и экспозицию всего изображения. Будьте осторожны, чтобы не размыть синий цвет, слишком сильно осветляя черные цвета и тени.

Скриншот редактирования инфракрасной фотографии
Последние штрихи для придания выразительности.

Это может привести к повторному появлению цветового слепка в бликах, поэтому вернитесь к панели Split Toning, чтобы убрать его. В моем случае я изменил оттенок бликов на 42 и насыщенность на 5.
Инфракрасная фотография каменной башни
Лучший способ добиться чистого белого цвета — это создать черно-белое и сине-белое изображение в Lightroom. Затем откройте их как слои в Photoshop. Здесь вы можете замаскировать нужные части.

Снимок разделенного экрана исходного инфракрасного изображения ландшафта и грубой маски, сделанной в Photoshop.
Черновая маска, сделанная в Photoshop. Она использует данные черно-белого изображения для удаления синего оттенка с листвы, травы и замка.

В работе с ложными цветами нет никаких правил. Вы можете экспериментировать с балансом белого и раздельным тонированием, чтобы изменить вид вашего изображения.

Настраиваемый баланс белого

Используйте инструмент «Пипетка» для установки пользовательского баланса белого. Выделите область на фотографии, которая должна быть белой или нейтральной. Это, скорее всего, превратит изображение из красного в оранжеватое.
Если вы довольны результатом, добавьте немного контраста, подправьте блики и тени, повысьте резкость, и все готово.

Ложное цветное инфракрасное изображение экстерьера большого здания с использованием оранжевых тонов.
Ложное цветное инфракрасное изображение с использованием оранжевых тонов, полученное при установке пользовательского баланса белого.

Фотошоп и уровни: Больше ложных цветов

Для этого требуется Photoshop. Если у вас есть Adobe Lightroom CC, у вас также есть Photoshop CC. И если вы еще не установили его, сейчас самое время это сделать.
Рассмотрим эту фотографию пруда.

Ярко-оранжевая фотография пруда в популярном семейном парке под Брюсселем.
Красивый пруд в популярном семейном парке под Брюсселем.

Я обнаружил, что можно создавать красивые тона с помощью Уровней в Photoshop. Чтобы вызвать диалоговое окно уровня, можно воспользоваться короткой клавишей cmdL в Mac OS X или ctrlL в Windows или перейти в меню Image-gt;adjustment и выбрать Levels.
Теперь используйте серую пипетку в диалоговом окне «Уровни», чтобы выбрать область на фотографии, которая должна быть грязно-белой или серой.

Скриншот редактирования инфракрасной фотографии пруда в Photoshop
Я использовал серую пипетку в диалоговом окне уровней в Photoshop, чтобы повлиять на цвета изображения.

Этот простой шаг часто дает довольно интересные результаты. Вы можете попробовать сделать выборку по разным точкам, чтобы увидеть, как это изменит ваше изображение. Если цвета вас устраивают, вы можете дополнительно настроить изображение в Levels, перемещая ползунки под гистограммой, чтобы осветлить или затемнить изображение и добавить или уменьшить контрастность.
Если все устраивает, я подтверждаю и сохраняю изображение. Вернувшись в Lightroom, я выполняю последние корректировки, чтобы получить окончательное изображение.

Итоговое изображение отредактированной инфракрасной фотографии пруда в Бельгии
Окончательное изображение имеет некое ощущение заката, но ясно, что это не обычный закат.

Заключение

Эта статья лишь поверхностно коснулась редактирования инфракрасных снимков. Но я надеюсь, что она поможет вам в редактировании ваших первых снимков и вдохновит вас на более глубокие исследования.
Экспериментируйте и пытайтесь освоить другие методы редактирования инфракрасной фотографии.

Триптих, показывающий одну и ту же фотографию с тремя различными стилями редактирования инфракрасной фотографии
Одно изображение, три стиля: не бойтесь экспериментировать.

Добавить комментарий