13 советов, которые необходимо знать для лучшей композиции ландшафта

Одним из самых важных факторов в ландшафтной фотографии является композиция. Она может сделать или разрушить изображение. Понимание принципов композиции в пейзажной фотографии поможет вам сделать ваши снимки гораздо более визуально приятными.

Для некоторых людей эти вещи приходят сами собой, они инстинктивно понимают принципы композиции. У них хороший глаз.

Для всех остальных, им нужно учиться, как и любому другому фотографическому мастерству.

Независимо от того, какой вы фотограф, всегда есть возможности для совершенствования. Вот несколько советов, которые помогут вам создавать более приятные пейзажи.

13. Правило третей и не только

Одним из самых первых композиционных уроков, которые большинство из нас усваивают как начинающие фотографы, является Правило третей. Вероятно, это понятие для вас не ново. По сути, оно работает по принципу, что человеческий глаз естественным образом обращает внимание на объекты, расположенные примерно на одной трети изображения.
Это надежное правило для хорошей композиции фотографии, но не ограничивайте свои пейзажи только правилом третей.
Существует еще несколько руководств, которые могут помочь вам составлять композиции ваших пейзажей более визуально приятным образом. Первый — Золотое сечение, а второй — Золотой треугольник.
Я не знаю, что в них золотого, но я знаю, что они могут помочь вам выйти за рамки правила третей и открыть еще более приятные композиции в ваших пейзажах. Самый простой способ понять, что представляют собой эти два правила, — увидеть их визуально.

Использование Золотого треугольника для композиции пейзажа. Tips for Better Landscape Composition
Золотой треугольник
Использование золотого треугольника для композиции пейзажа. Tips for Better Landscape Composition
Золотое сечение

Чем больше вы будете практиковать эти принципы в композиции пейзажной фотографии, тем больше это станет второй натурой.
Во многих фотоаппаратах теперь есть возможность наложения сеток в видоискателе или на ЖК-экране, чтобы вы могли видеть эти правила в действии при составлении композиции для пейзажной съемки.

12. Симметрия

Правила — это отличный способ понять и улучшить композицию фотографии, но иногда эти правила можно нарушить. Один из таких случаев — использование симметрии в фотографии.
Симметрия приятна для глаз во многих отношениях, и фотография не является исключением. Попробуйте поискать симметрию в своих пейзажных фотографиях, используя природные или искусственные элементы, или и те, и другие.
Жесткие, прямые линии здания могут хорошо контрастировать с естественными линиями пейзажа, создавая отличную симметричную фотографию.
Фотография лодок, выстроившихся в гавани под драматическим облачным небом. Симметрия в композиции пейзажной фотографии

11. Включите передний план

Есть естественная тенденция думать о пейзажной фотографии как о грандиозных просторах, которые захватывают большие горы, океаны, небо и т.д. Эти вещи, безусловно, создают красивые пейзажи, но часто включение элемента переднего плана может действительно сделать фотографию.
В пейзажной фотографии есть поговорка: поместите отличный передний план перед отличным фоном.
Я сделал много пейзажных фотографий, которые имели большой потенциал, но не удались, потому что не имели интересного переднего плана для создания снимка. Отличный передний план привлечет внимание зрителя, особенно с широкоугольным объективом, который заставит более близкие объекты выглядеть намного больше.
Добавьте что-нибудь интересное на передний план пейзажа, например, камни или цветы, и используйте это, чтобы направить взгляд зрителя на красивый задний план.
Потрясающая цветная фотография скалистого переднего плана с горой и драматически освещенным ночным небом на заднем плане. Использование переднего плана в композиции пейзажной фотографии

10. Слоистые ландшафты

Одной из определяющих характеристик природных ландшафтов являются слои, которые существуют повсюду. Куда бы вы ни посмотрели в природе, они там есть. Всегда есть, по крайней мере, два — земля и небо. Обычно их гораздо больше.
Часто в одной и той же сцене можно увидеть слои песка, травы, деревьев, воды, гор, облаков, неба и т.д. И это еще без учета искусственных элементов.
Попробуйте скомпоновать свои пейзажи так, чтобы в одном кадре было несколько слоев, отображающих различные элементы сцены. Иногда эти слои могут красиво выстраиваться, иногда они будут пересекаться и не иметь шаблона. Оба варианта могут выглядеть великолепно.

9. Естественное обрамление

Если вы когда-нибудь замечали, насколько по-другому выглядит фотография, когда ее помещают в рамку, то вы знаете, насколько драматичным может быть кадрирование. Нахождение естественных рамок в пейзажной фотографии может изменить внешний вид и восприятие снимка.
Я не говорю о том, чтобы сделать естественные рамки из дерева для размещения отпечатков. Я говорю о съемке через просвет в деревьях, через окно, между двумя зданиями или под мостом. Вы даже можете снимать кадр в кадре.
К этому можно подойти очень творчески. Естественные рамки могут сфокусировать внимание зрителя, добавить интерес или заслонить неинтересные части сцены.
Ледяной пейзаж, сфотографированный через окно хижины. Естественное обрамление для композиции пейзажной фотографии

8. Сделайте тему понятной

Когда вы смотрите на фотографию, ваш глаз ищет, куда пойти и где отдохнуть. Ничто так не испортит изображение, как оживленная сцена, которая не притягивает взгляд.
Если ваш глаз ищет, на чем сфокусироваться, и не находит этого, вы не будете долго смотреть на изображение. Включение четкой темы в пейзажную фотографию является жизненно важной частью создания визуально приятных изображений.
Знание того, что притягивает взгляд, имеет ключевое значение. Цвет, контрастность, яркость и размер — вот лишь некоторые вещи, которые влияют на то, как взгляд притягивается к фотографии. Подумайте, на какую часть сцены вы хотите, чтобы зритель обратил внимание, и на каком главном объекте вы хотите, чтобы он сосредоточился.
Группа скал в тихом море на закате. Композиция пейзажной фотографии

7. Уменьшиться

Когда вы располагаете камеру близко к земле, вы можете получить действительно интересную перспективу фотографируемой сцены. Это позволяет добавить больше переднего плана в сцену без необходимости обрезать фон или небо.
Если вы снимаете широкоугольным объективом, объекты, находящиеся ближе, будут казаться больше, что означает, что земля будет увеличиваться в кадре по мере приближения к земле.
Это может хорошо сработать, если на переднем плане есть небольшие интересные объекты, например, цветы. Это также хорошо работает, если земля имеет интересную текстуру, например, песок. Я часто использую эту технику при съемке пляжей и морских пейзажей. Она также хорошо работает, если на переднем плане движущаяся вода, например, река.
Яркая пейзажная фотография побережья с маяком на заднем плане. Композиция пейзажной фотографии

6. Размышления

Вы наверняка заметили, что отражения популярны в пейзажной фотографии, и это не случайно. Есть что-то такое в фотографии с отражением, что очень радует глаз. Они также могут обманывать наши глаза, что заставляет нас взглянуть на изображение еще раз.
Чаще всего отражения можно увидеть в воде, например, в спокойном озере, но их можно встретить и в других местах, например, в окнах. Отражения — отличный способ добавить симметрию в пейзажную фотографию.
Красивый скалистый горный пейзаж, отраженный в озере внизу. Композиция пейзажной фотографии

5. Ведущие линии

Лидирующие линии — это элементы в кадре, которые ведут взгляд через кадр, как я уже говорил в совете №x. В большинстве примеров ведущих линий в пейзажной фотографии используются прямые линии, но ваши линии могут вести взгляд зрителя по изображению, не будучи прямыми.
Иногда я думаю, что изогнутые линии, которые ведут глаз, могут быть более приятными, особенно если сцена полностью естественная, без искусственных объектов. Пешеходная тропа, шаги на песке или изгиб реки могут вести глаз более естественным образом.
Яркий травянистый пейзаж в яркий день, демонстрирующий ведущие линии в композиции пейзажной фотографии

4. Увеличение

Несмотря на то, что мне нравятся широкие пейзажи, увеличение масштаба части сцены также может создать очень яркие пейзажные фотографии. Легко пытаться вместить все, что можно увидеть, в одну фотографию, но иногда выделение только части сцены может сделать отличные фотографии.
Часто вы можете получить несколько изображений, которые выглядят совершенно по-разному на одной и той же сцене.
Есть несколько способов сделать это. Первый и самый очевидный — использовать ноги и подойти ближе к той части сцены, которую вы хотите выделить. Другой вариант — использовать телеобъектив или зум-объектив, чтобы сфокусироваться на этой части сцены.
У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы, но оба они открывают новые возможности, кроме широкого ландшафта.
Фотография деревянного дома у моста через голубую воду на фоне гор. Композиция пейзажной фотографии

3. Обрезка для драматизма

Соотношение сторон изображения может оказать значительное влияние на восприятие изображения. Большинство цифровых зеркальных и беззеркальных камер используют соотношение сторон 2:3. Обрезка изображения до соотношения 16:9 может создать более кинематографичный вид. Многие панорамные изображения используют соотношение сторон 3:1 или даже 4:1.
Не нужно фотографировать и сшивать несколько кадров в панораму, чтобы создать эффектный широкий вид. Попробуйте поэкспериментировать с обрезкой изображений с разным соотношением сторон, чтобы увидеть, как это повлияет на восприятие ваших фотографий.
Красивый туманный пейзаж горной вершины. Композиция пейзажной фотографии

2. Упростить

Когда речь идет о пейзажной фотографии, выражение «меньше — значит больше» очень актуально. Насыщенное изображение, где много всего происходит, сбивает глаз с толку. Если мы не втянемся в него естественным образом, мы не будем долго смотреть на фотографию.
Другой способ избежать этого — исключить элементы из кадра. Некоторые из самых драматичных пейзажей, которые я видел, хорошо используют минимализм. Часто все, что нужно для отличной пейзажной фотографии, — это форма или текстура.
Попробуйте посмотреть на свою композицию и спросите себя, какие элементы сцены можно убрать, чтобы упростить ее. Иногда необходимо изменить кадрирование изображения. Иногда нужно увеличить масштаб. Часто вам нужно поднять оборудование и переместиться в другую позицию.
Бывают случаи, когда есть элементы, не зависящие от вас, которые вы просто обязаны включить в кадр. Возможно, вы сможете удалить их в постпродакшене.
Фигура в маленькой лодке на воде вечером. Композиция пейзажной фотографии

1. Поиск лучшей композиции

Когда вы приезжаете на место съемки, возникает соблазн достать штатив и установить его на первую попавшуюся достойную композицию или самую очевидную. В этом нет ничего плохого, но я рекомендую потратить немного больше времени, чтобы изучить местность и рассмотреть альтернативные композиции.
Человеческая природа склонна заставлять нас фокусироваться на первом, что мы видим, и пропускать другие, которые могут быть даже лучше.
Я обнаружил, что это часто случается с моими пейзажными фотографиями. Я научился тратить больше времени на проработку сцены и поиск других снимков, которые могут понравиться мне больше, чем первый попавшийся.
Вы всегда можете вернуться к первому снимку, если не можете найти ничего лучшего, или сделать несколько композиций с разных позиций, как я это регулярно делаю.

Заключение

Для того чтобы научиться более продуманно подходить к составлению композиции пейзажей, требуется определенная практика. Легко достать камеру и просто начать снимать, но если научиться останавливаться и думать о том, что вы делаете, и как эти принципы могут улучшить ваши фотографии, вы пройдете долгий путь.
Что оказало наибольшее влияние на улучшение ваших ландшафтных композиций? Есть ли у вас какие-нибудь советы? Я буду рад услышать ваши мысли в комментариях.

Добавить комментарий