Как профессиональный фуд-фотограф, я большую часть времени снимаю с искусственным освещением. В ресторанах часто бывает темно, а работа в студии на коммерческой съемке весь день означает, что свет будет меняться. Это не дает мне необходимой последовательности в моих снимках. Многие фотографы, снимающие только с естественным светом, настаивают на том, что он лучше, чем искусственный.
Нельзя отрицать, что естественный свет обладает удивительным и прекрасным качеством, но это качество можно повторить с помощью искусственного света. Важно помнить, что они оба ведут себя совершенно по-разному, что требует индивидуального подхода.
Если вы фуд-блогер, то, скорее всего, вы работаете с естественным светом. Если вы профессиональный фуд-фотограф, то в некоторых ситуациях вам придется работать с естественным светом, например, на ферме или винограднике, при съемке уличной еды или культуры питания.
В таких случаях важно знать, как работать с доступным светом, чтобы получить необходимые снимки. Это может означать необходимость переключить передачу и работать способом, который со временем стал для вас менее интуитивным. В наши дни я редко работаю с естественным светом, поэтому мне приходится настраивать камеру иначе, чем я привык. И мне приходится думать о том, как отразить свет или управлять его направлением каким-то другим способом.
Если вы не снимаете ландшафты, вы не можете ждать, пока свет станет идеальным. Нужно уметь работать с имеющимся светом. Нужно знать основы физики, чтобы понять, как работает свет, и как им манипулировать, чтобы получить желаемый результат.
Источник света
Первое, что необходимо учитывать при съемке при естественном освещении, — это источник света. В принципе, можно сказать, что дневной свет — это источник света в целом. Технически говоря, в фотографии источник света зависит от того, где вы снимаете и как вы снимаете.
Когда вы снимаете на улице в винограднике, источником света является солнце. Однако если вы снимаете в помещении у окна, как это делает большинство фуд-фотографов при работе с естественным светом, то источником света является не солнце, а окно. Окно становится источником света, потому что оно направляет свет в комнату.
Если перед окном поставить рассеиватель, то он становится источником света, поскольку рассеивает свет, чтобы смягчить его. Это также уменьшает количество света, попадающего на объект съемки.
Знание того, как вы хотите, чтобы выглядел конечный результат, является важным фактором при принятии решения о том, как изменить естественный свет. Если вы хотите, чтобы свет был мягким, но ярким, как на изображении арбузной граниты ниже, вам необходимо рассеять свет. Если вы работаете со стеклянной посудой, вам, скорее всего, понадобится дополнительное рассеивание, чтобы справиться с отражениями и бликами.
Однако если вы хотите, чтобы свет был более жестким, то позвольте ему падать прямо на объект съемки. Или откажитесь от рассеивателя в пользу отражателя, который поможет вам направить свет туда, куда вы хотите, чтобы он падал. Жесткий свет сильнее мягкого и подчеркивает тени и контраст. Он используется для получения более драматического эффекта.
Учитывая настроение, которое вы хотите передать на фотографии, вы можете решить, какой свет использовать — жесткий или мягкий.
Изображения ниже были сняты на улице без рассеивания. Я хотел получить яркую сцену с большим контрастом и резкими бликами. Моим источником света было солнце.
Направление света
Природный свет окружает нас повсюду, но если говорить о фотографии, то направление света идет либо спереди, либо сбоку, либо сзади, либо сверху.
При съемке портретов освещение, идущее спереди, выглядит мягким и красивым. Когда речь идет о съемке еды, это наименее привлекательное направление света для работы. Оно редко выглядит хорошо. Обычно оно создает тень на блюдах, и изображение может выглядеть плоским и безжизненным.
Боковое освещение — это свет, поступающий с левой или правой стороны. Если возможно, я рекомендую освещать сцены с едой слева. В западном мире мы читаем слева направо. Поэтому наши глаза, естественно, будут смотреть на самую яркую часть изображения — ту, к которой нас больше всего тянет.
Подсветка — это когда вы располагаете свет позади еды. Она часто используется при съемке алкогольных напитков. При таком направлении света бывает трудно равномерно осветить декорации. Передняя часть может выглядеть слишком темной, а задняя — слишком яркой.
Однако, он очень хорошо подчеркивает жидкие свойства пищи, поэтому является естественным решением для таких блюд, как супы и рагу, а также сиропы, соусы или любые продукты, которые блестят.
Верхнее освещение — это когда источник света идет сверху. Как и в случае с фронтальным освещением, оно может привести к тому, что изображение будет выглядеть довольно плоским и не всегда очень лестным. Такой стиль освещения часто встречается в фуд-фотографии 80-х.
Как правило, на снимках, сделанных с источником света, идущим сверху, отсутствуют тени и размер, которые необходимы для того, чтобы еда выглядела привлекательно.
Одним из моих любимых направлений света, о котором я должен упомянуть, является боковая подсветка. Здесь свет располагается примерно на 10 или 11 часов, если вы изображаете циферблат часов. Чтобы получить такой угол при съемке еды при естественном освещении, нужно наклонить поверхность под углом к окну, а не располагать ее параллельно ему.
Вы также можете поставить стол так, чтобы свет падал где-то в левом верхнем углу вашей декорации.
Количество света
Расстояние между источником света и объектом съемки чрезвычайно важно. В фотографии мы применяем принцип обратного квадратичного закона для освещения. С точки зрения физики, сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния.
Так, если мы возьмем расстояние 2 и возведем его в квадрат, то получим 4, обратная величина которой будет равна не половине исходной силы, а .
Если отбросить математику, закон обратного квадрата означает, что интенсивность источника света будет уменьшаться по мере удаления от объекта съемки. При съемке с естественным освещением понимание этого принципа помогает нам понять, как количество доступного света влияет на расстояние.
Удвоение расстояния от источника света даст вам четверть мощности, а не половину мощности. Удвоение даст нам 1/9 часть мощности.
Поэтому то, насколько близко мы находимся к окну при съемке с естественным освещением, будет иметь большое значение для количества света, попадающего на вашу сцену.
Также важно отметить, что при естественном освещении спад происходит быстрее, чем при искусственном. Когда вы снимаете со спидлайтом или стробоскопом, вы имеете дело с сильным взрывом света.
Хороший фотограф может имитировать естественный свет до такой степени, что большинство людей не увидит разницы. Однако иногда градации света не так тонки, поскольку искусственный свет не падает так быстро.
Заполнение света и тени
Заполняющий свет — это количество света, которое отражается от объекта съемки. Он используется для устранения или смягчения теней, вызванных основным источником света. Это способ управления контрастом при съемке еды.
В большинстве редакционных фотографий еды, то есть изображений для кулинарных книг и журналов, используется только один источник света. Это создает естественный вид с одним набором теней. Изменяя направление и интенсивность этих теней, можно создавать различные сценарии освещения.
Более крупный и близкий источник света даст нам более мягкие тени с более плавными переходами или градациями. Если вы хотите получить более яркие тени, то меньший источник света, расположенный дальше, обеспечит это. Это может означать, что вы поставите свой стол дальше от окна, чем обычно.
Если только вы не снимаете темную и угрюмую сцену, многие из ваших установок для естественной съемки еды будут включать белую отражающую карту напротив источника света, чтобы отразить свет обратно на еду.
В последнее время на Instagram и подобных ресурсах появилась тенденция к созданию угрюмых фотографий еды, когда все изображение выглядит недоэкспонированным. Но еда выглядит аппетитнее, когда она относительно яркая и хорошо освещена, по крайней мере, те ее части, на которые вы хотите обратить внимание.
Довольно часто отличительной чертой стиля одного фуд-фотографа от другого является контраст и то, как он работает с тенями на своих снимках.
Инструменты
Подумайте о съемке на улице в пасмурный день. Облака действуют как гигантский рассеиватель, фильтруя жесткие лучи солнца, когда они попадают на объект съемки. Софтбокс действует точно так же. При съемке еды при естественном освещении мы хотим имитировать этот эффект.
Несколько рассеивателей разных размеров должны стать важной частью вашего арсенала для съемки еды. При работе с сильным солнечным светом я предпочитаю использовать очень большой рассеиватель. Он не дает слишком много света пролиться на сцену и создать жесткие тени.
Диффузия смягчает свет и влияет на то, сколько света попадает на ваши декорации. Вам также понадобятся инструменты для управления тенями и направления света туда, куда вы хотите.
Вот тут-то и приходят на помощь отражатели. У меня всегда под рукой есть листы черного и белого пенопласта. Я использую их либо для отражения света, либо, в случае с черным, для создания теней и контраста.
Также полезно иметь набор профессиональных отражателей. Это складные диски, которые бывают золотого, серебряного, белого и черного цвета. Вы можете использовать их попеременно, в зависимости от сценария освещения. Золотой отражатель можно использовать для придания пище теплоты, а серебряный — яркости.
Для того чтобы создать свет, не всегда нужно иметь под рукой профессиональное оборудование. Когда вы находитесь на съемке, иногда приходится думать на ходу. Вы можете использовать такие предметы, как меню, салфетка или даже газета, чтобы блокировать или отражать свет.
Я часто использую маленькие косметические зеркала, расположенные вне кадра, чтобы направить концентрированную часть света на определенную часть моего блюда. Фокус в том, чтобы подойти к делу творчески. Когда вы знаете, как работает свет, вы можете найти в самых разных предметах инструмент, который поможет вам сделать этот снимок.
Цветовая температура
И наконец, стоит помнить, что цвет имеет температуру, которая отличается в разное время суток. Она также меняется от сезона к сезону, и в южном полушарии противоположна той, что в северном.
При съемке еды при естественном освещении в северном полушарии идеально работать с окном, выходящим на север. Иначе обстоит дело, если вы живете, скажем, в Южной Африке.
При съемке в начале дня свет будет более холодным и будет иметь значение цветовой температуры в сторону синего цвета. При съемке в позднее время суток значение цветовой температуры будет теплее. Это означает, что в нем будет больше красного цвета. Именно здесь и возникает золотой час фотосъемки.
Портреты и пейзажи, снятые до захода солнца, имеют красивое свечение благодаря теплоте цветовой температуры. Полезное упражнение для понимания цветовой температуры и того, как она влияет на получаемые изображения, заключается в том, чтобы снимать одну и ту же сцену каждый час в течение дня и сравнивать результаты.
Многие фуд-блогеры снимают в одно и то же время каждый день. Это позволяет им получить последовательный результат, соответствующий их стилю.
Вам необходимо отрегулировать настройки баланса белого на вашей камере, чтобы учесть изменения в цветовых оттенках, которые вы увидите на белых и нейтральных тонах ваших снимков. В идеале перед съемкой баланс белого нужно установить вручную или сделать снимок с серой картой и отрегулировать баланс белого в постпродакшене.
Серая карта — это важный элемент, который необходимо использовать в процессе работы, чтобы убедиться, что цвета получаются реалистичными и отражают то, что видит ваш глаз в сцене.
Заключение
Оценка света и определение того, как использовать его в фуд-фотографии, — это процесс, который включает в себя исследование и открытие. Но понимание света и того, как он работает, является основой для создания великолепных снимков.
В следующий раз, когда будете снимать шоколадный торт или миску малины, не торопитесь и поиграйте с расстоянием до окна. Попробуйте отразить или заблокировать свет с помощью белого или черного картона.
Обратите внимание на различные способы попадания света на сцену и на то, какой из них имеет наибольший смысл для наилучшего представления объекта съемки. Чем больше вы будете стараться понять, почему вы получаете тот или иной эффект, тем более естественно вы будете создавать изображения, которые максимально используют свет.