Освойте правило Sunny 16 (и другие параметры экспозиции)

В фотографии существуют различные правила, которые помогают улучшить ваши снимки.

Какова цель правила Sunny 16? Правило Sunny f16 помогает определить, какие настройки камеры следует использовать для получения сбалансированной экспозиции. Как следует из названия, оно предназначено для съемки на открытом воздухе в солнечные дни.

В этой статье вы узнаете больше о знаменитом правиле «Солнечных 16».

Прибрежный пейзаж у гор в солнечный день
Фото Jimmy Chan from Pexels

Солнечное 16 правило в цифровую эпоху

В прошлом правило Sunny f16 или правило 16 было обязательным в арсенале пленочных фотографов. Это правило фотографа действует как система замера, когда у вас нет светового метра. Но сегодня встроенные светомеры присутствуют в каждом устройстве. От дешевых телефонов до профессиональных DSLR камер.

Несмотря на это, правило Санни-16 все еще может сослужить вам хорошую службу в нескольких отношениях:

  • Поможет вам быстрее работать в ручном режиме с вашей цифровой камерой;
  • Облегчает эксперименты с пленочной фотографией. Например, при съемке широкоформатной пленки 66;
  • Полезное упражнение для улучшения способности считывать доступное освещение. С помощью приложения светомер на вашем смартфоне вы можете сверить настройки, которые вы бы использовали, с теми, которые предлагает приложение.
Скриншот приложения карманного светомера для использования правила солнечного 16
Я люблю использовать приложение Pocket Light Meter на своем iPhone, чтобы постоянно практиковать свое умение читать свет. Здесь я поставил на «Солнечный 16» и оказался прав.

Как работает правило «солнечных 16»?

Правило солнечной f16 гласит, что в солнечные дни, при апертуре f/16, ваша выдержка будет обратной значению ISO.
Это означает, что при диафрагме f/16 и ISO 100 выдержка должна составлять 1/100 секунды. Это одно из самых простых правил фотографии, которое нужно запомнить.
Это отличная отправная точка, поскольку вы, несомненно, захотите изменить свои настройки экспозиции в зависимости от доступного отраженного света.

Автостоянка в пасмурный день как пример световых условий, соответствующих прогнозу правила Sunny 16.
Это хороший пример световых условий, соответствующих прогнозу правила Sunny f16.

Треугольник экспозиции

Правило Sunny-16 работает на основе так называемого треугольника экспозиции. Экспозиция вашего изображения — это комбинация апертуры, скорость затвора и ISO значения.
Треугольник предполагает, что вы можете получить одинаковую экспозицию, изменяя эти значения. При изменении условий освещения вы можете увеличить ISO, выдержку или диафрагму, чтобы достичь правильной экспозиции.

Диаграмма, показывающая, как треугольник экспозиции. Выдержка, диафрагма и ISO вместе определяют экспозицию изображения.
Треугольник экспозиции. Выдержка, диафрагма и ISO вместе определяют экспозицию изображения.

Допустим, вы используете диафрагму f/16, ISO 400 и выдержку 1/400 с. Вы получите такую же экспозицию при следующих комбинациях настроек:

  1. f/11 (1EV), ISO 400 (0EV) и 1/800с (-1EV)
  2. f/16 (0EV), ISO 800 (1EV) и 1/800с (-1EV)

В скобках указывается пере- или недоэкспозиция.
Не все камеры и объективы позволяют снимать на f/16 или более узких диафрагмах. Например, моя Sony RX100 не закрывает больше f/11. Микро-четырех-третьих-камеры начинают страдать от дифракции при f/8.

Подобные правила

Не всегда на улице солнечно. В некоторые дни бывает довольно темно, и правило солнечного f16 не подходит для таких условий. По этой причине существуют различные правила в зависимости от погоды.

Приведенная ниже диаграмма Sunny 16 иллюстрирует условия, при которых применяются различные правила:

  • Правило 16: при фотографировании в открытом поле в солнечный день;
  • Правило светлой пасмурной погоды-11: когда небо переменное;
  • Правило Оверкаст-8: пасмурная погода, но не темно;
  • Тяжелая пасмурная погода -5.6 Правило: плохая погода, возможен дождь;
  • Правило заката-4: для типичных условий заката;
  • Правило «Снег-22»: Если солнце светит над заснеженным пейзажем, рекомендуется использовать диафрагму f/22. Вы получите сбалансированную экспозицию, используя выдержку, обратную ISO.

Сноубордист в воздухе над снежными горами

Принцип тот же, что и для Sunny-16. В пасмурную погоду следуйте правилу Overcast-8. Чтобы добиться выдержки 1/100 с, установите на фотоаппарате значение f/8 и ISO 100.
Давайте посмотрим на пару примеров:

  • Классический свет, который лучше подходит для правила Overcast-8, чем для Sunny 16.

Красное кирпичное здание в пасмурный день, свет, который больше подходит для правила Overcast-8, чем для правила Sunny 16.

  • Типичная ситуация для правила Heavy Overcast-5.6.

Зеленый парк в пасмурный тяжелый день, подходит для использования правила overcast-5.6.

Забудьте о погоде, читайте тени

Чтобы оценить, какое правило лучше всего соответствует условиям освещения, посмотрите на жесткость теней. Фактические условия неба могут ввести в заблуждение.
На этой фотографии небо выглядит прекрасным и ясным, но некоторые облака загораживают солнце. Как вы можете видеть, на земле нет теней.

В этих условиях светомер моей камеры Sony RX100 Mk II говорит мне, что сбалансированная экспозиция получена при ISO 100, f/11 и выдержке 1/100с.
Это правило Slightly Overcast-11.

Фотография поезда, подъезжающего к железнодорожной станции в день с голубым небом и облаками
Хотя небо подсказывает, что должно применяться правило солнечного f16, из-за проходящих облаков перед солнцем, внутрикамерный светомер скажет вам, что лучше работает правило слегка пасмурного f-11.

При очень мягких тенях или вообще без теней вы хотите использовать правило Heavy Overcast-5.6.
Sunny 16 лучше всего работает с жесткими, глубокими тенями. Все, что находится между ними, подходит для пасмурной 8 или слегка пасмурной 11.

Диптих, показывающий разницу между использованием правила sunny-16 при жестких тенях и overcast-5.6 при отсутствии теней
Одно из лучших применений этих правил — применяя их, вы сможете свободно читать свет и жесткость теней.

Применение правила Санни-16 в реальной жизни

Эти правила не являются точными. Реальность не состоит из отдельных факторов (солнце, облака, тяжелые облака и т.д.). Это постоянно меняющаяся смесь различных факторов, и здесь нет пуленепробиваемых правил. Вот почему так важно уметь читать свет, особенно для фотографа на открытом воздухе.

Рассмотрим изображение ниже.

Лиственные деревья отбрасывают тень на скамейку, бросая вызов правилу солнечного 16
Это изображение бросает вызов правилу солнечного 16

Вы видите очень сильные тени на земле. Однако встроенный в камеру светомер говорит мне, что нужно использовать выдержку, обратную ISO (т.е. 1/100 с).
Вместо этого я должен использовать диафрагму f/5.6, а не f/16, как можно было бы предположить по жесткости теней.
Почему? Потому что из-за сильной листвы сцена довольно темная. Сравните его с яркостью изображения ниже, сделанного всего несколькими минутами позже и при том же дневном свете.
Фотография зданий промышленного типа в пасмурный деньЭто изображение открытой местности следует правилу «Солнечного 16». В целом, снимки открытой местности намного ярче, чем снимки, сделанные под пологом деревьев.

Заключение

Современному цифровому фотографу не нужно запоминать эти правила благодаря встроенному в камеру светомеру. Но практика с правилом sunny-16 — отличное упражнение, чтобы научиться читать доступный свет. Вы можете использовать наши шпаргалки Quick Capture, чтобы иметь под рукой все основные правила фотографии.

Начните практиковаться прямо сейчас! Выгляните в окно: это использование солнечного 16 правила погоды или что-то другое?

Добавить комментарий