Определяющее руководство по модулю Develop в Adobe Lightroom — Цветовая температура и присутствие

В нашей предыдущей статье о модуле Develop в Adobe Lightroom вы узнали о шестирегуляторах тонов на основной панели. В этой статье мы рассмотрим регуляторы цветовой температуры и присутствия.

Рендеринг истинных цветов

Цифровая камера обрабатывает ваши фотографии в виде отдельных красных, зеленых и синих изображений, которые предназначены для имитации спектральной реакции цветовых рецепторов сетчатки глаза. Наши глаза устроены гораздо сложнее и делают все это автоматически. Цифровые камеры, однако, нуждаются в небольшой помощи.
Обычная цифровая зеркальная камера видит только свет, отраженный от сцены. Она делает предположения о яркости и цвете освещения, чтобы рассчитать экспозицию.
Единственный способ точно узнать правильную экспозицию — использовать светомер. Он рассчитывает соответствующую выдержку и диафрагму на основе света, падающего на сцену, а не отраженного от нее.
Светомер для фотографии
Без внешнего измерителя освещенности ваша камера будет считать, что ей следует экспонировать 50% серого (а не 18%, как думают некоторые). Она также сделает предположения о характере света, освещающего сцену, и соответствующим образом отрегулирует цветовой баланс.
Вот процентные значения серого, которые приняла моя камера, и выдержки, которые она рассчитала для получения средне-серой экспозиции.
a photography color checker

Цветовая температура и баланс белого

Различные источники света различаются не только по яркости, но и по распределению цветов, которые они излучают. Точно так же, как иногда нужно компенсировать неправильное значение экспозиции, необходимо компенсировать различные цветовые оттенки в свете, чтобы белый объект действительно казался белым. Эта настройка называется установкой баланса белого.
Термин «цветовая температура» происходит от эффекта нагревания черного тела (не отражающего свет) до тех пор, пока оно не начнет светиться. При повышении температуры цвет света меняется от тусклого красного через оранжевый и далее к голубовато-белому. Это выражается в градусах Кельвина.

Типичные настройки автоматического баланса белого, доступные на DSLR
Типичные настройки автоматического баланса белого, доступные на DSLR, варьируются от желтоватого цвета лампы накаливания до относительно синих теней в солнечный день. За пределами этого диапазона предусмотрены пользовательские настройки. Каждый источник света имеет определенную цветовую температуру, выраженную в градусах Кельвина.

Что такое градусы Кельвина?

Температурная шкала Кельвина представляет собой научно стандартную шкалу, которая основана не на какой-то произвольной точке, такой как точка замерзания воды, а на самой низкой возможной температуре.
Атомы в материале вибрируют больше при повышении температуры и меньше при ее понижении. Когда все колебания прекращаются, материал не может стать холоднее и достигает абсолютного нуля. Лорд Кельвин рассчитал абсолютный ноль как -273,15 градуса по Цельсию, поэтому шкала получила свое название от него.
Приращения температуры по шкале Кельвина идентичны приращениям по шкале Цельсия, поэтому изменение температуры на десять градусов К равно изменению температуры на десять градусов С.
Если вы снимаете в формате JPEG, ваша камера должна быть настроена на цветовую температуру падающего света, чтобы обеспечить правильный цветовой баланс. Автоматический баланс белого (AWB) обычно работает, но если он не справляется, вы можете выбрать предустановленное значение или даже набрать температуру в K.
Если вы снимаете в raw, не имеет значения, какой баланс белого вы установили в камере. Вы установите его с помощью ползунка температуры в модуле проявки при постобработке. Однако он записывается в необработанный файл, и вы можете выбрать его позже, чтобы получить отправную точку для корректировки.

пример влияния различных цветовых температур на одно и то же изображение
Выбор неправильной цветовой температуры может кардинально повлиять на цвета при конвертации в JPEG. Это можно исправить с помощью селектора баланса белого в Lightroom.

Установка баланса белого в модуле Develop

Использование селектора баланса белого

Самый интуитивно понятный способ устранения проблемы баланса белого — щелкнуть на значке пипетки рядом с ползунками температуры и оттенка, чтобы разблокировать их. Затем вы выбираете известный серый цвет на изображении, который нуждается в коррекции.
В моем примере музыканта освещали желтоватые лампы накаливания. Они были слишком далеки от белого, чтобы сработал автоматический баланс белого камеры.
Чтобы исправить это, просто щелкните на селекторе баланса белого (или нажмите комбинацию клавиш W) и переместите его на область, которая, как вы знаете, должна быть нейтрального серого цвета.
Скриншот установки баланса белого в модуле Lightroom Develop
Щелкните на выбранной точке, и Lightroom скорректирует все цвета на изображении, чтобы заставить значения красного, зеленого и синего в точках создать нейтральный серый цвет. Если вы установили флажок Автоотмена, селектор баланса белого снова станет активным. В противном случае он останется активным, и вы сможете попробовать щелкнуть по разным точкам, пока не найдете подходящую (тогда вам придется пристыковать его вручную).
Вот фото после настройки баланса белого и тонов:
Скриншот установки баланса белого в модуле Lightroom Develop
Обратите внимание, что регулятор температуры сдвинулся в сторону синего цвета (более горячая цветовая температура), но указанная температура уменьшилась. Это происходит потому, что регулятор работает над компенсацией ошибки в температуре, а не над ее установкой.
Регулировка ползунка температуры между желтым и синим может компенсировать большинство источников света. Однако не все источники ведут себя как радиаторы черного тела. Ползунок Tint позволяет регулировать в пурпурно-зеленом диапазоне. Обычно вам не нужно сильно настраивать этот регулятор.
Он предназначен для ситуаций, когда источник света имеет сильную спектральную составляющую в этом диапазоне, например, флуоресцентные светильники.

Когда вы не можете найти нейтральную точку

Приведем пример, в котором нет очевидной нейтральной точки для выборки:
Крупный план цветных тканей
Если вы не можете найти известную нейтральную точку, селектор баланса белого не поможет. В таких случаях полезно вспомнить, в каких условиях была сделана фотография. Если вы снимали в raw, все предустановки баланса белого все равно доступны вам при постобработке.
Скриншот установки баланса белого в модуле Lightroom Develop
Если вы знаете, что фотография была сделана при полном солнечном свете, выберите «Дневной свет», а если было пасмурно, выберите «Облачно» и т. д. Цвета будут скорректированы соответствующим образом.

Управление присутствием

Классификация

Этот регулятор ищет детали и края на фотографии и либо подчеркивает их, либо сглаживает на небольшом расстоянии. На тестовом изображении ниже ползунок четкости находится на максимальном значении 100.

Скриншот настройки элементов управления присутствием в модуле Lightroom Develop Module
При максимальной четкости край выглядит более резким.

В местах пересечения сплошных областей серого цвета корректировка четкости затемняет более светлый оттенок и осветляет более темный. Она делает это только вдоль узкой полосы (обычно около десяти пикселей), где они встречаются. Это создает иллюзию более резкого перехода от одного оттенка к другому.
Увеличение значения четкости помогает выделить текстуру и придать ей зернистость. Однако это может также увеличить шум и создать ореолы по краям, если переусердствовать.

Диптих фото интерьера с Слева: эффект от установки контраста на максимум. Справа: Контрастность не добавлена, но максимальная четкость улучшает детали и текстуру, но также может увеличить видимость шума
Слева: Эффект установки контраста на максимум. Справа: Контрастность не увеличивается, но максимальная четкость улучшает детали и текстуру, но также может увеличить видимость шума.

На большинстве цифровых зеркальных фотоаппаратов над матрицей установлен фильтр, призванный размыть изображение на небольшом участке. Это позволяет избежать эффекта муара при съемке мелких деталей.
При съемке в сыром виде обычно стоит применить небольшую степень осветления (например, 20) ко всему изображению, чтобы компенсировать это небольшое смягчение.
Не забудьте увеличить изображение хотя бы до 1:1, чтобы увидеть эффект от корректировки. Если вы заметите странные ореолы или слишком большую потерю деталей в теневых областях, немного уменьшите четкость.
При противоположном крайнем значении -100 переходы между тонами уменьшаются. Это может создать мягкое, мечтательное ощущение. Однако если переусердствовать, это может привести к плоским изображениям с потерей деталей.

Центр имеет нулевую насыщенность, а обод - 100% насыщенность.
Центр имеет нулевую насыщенность, а обод — 100% насыщенность.

В некоторых случаях можно выборочно наносить на кожу средства с пониженной прозрачностью. Если делать это экономно, это может быть довольно эффективно. Однако лучше выполнять ретушь кожи в Photoshop, используя такие методы, как пространственно-частотное маскирование.

Насыщенность и яркость

Вы можете думать о любом цвете как о состоящем из двух основных компонентов: местоположение цвета в спектре и (насколько чистым является цвет).
На рисунке ниже оттенок выражен в градусах вокруг цветового круга, а насыщенность показана по радиусу.
Полностью насыщенные цвета появляются вокруг ободка и становятся менее насыщенными по мере приближения к центру.
Диаграмма, показывающая увеличение насыщенности и яркости

Насыщенность

Ползунок насыщенности применяет процентное изменение насыщенности каждого цвета и имеет диапазон плюс-минус 100%. При максимальном значении 100 насыщенность каждого цвета удваивается.
С точки зрения цветового круга, каждый цвет движется к ободу. Любой цвет, первоначально имевший насыщенность 50% или более, обрезается к ободу колеса. Ваше изображение может потерять тонкие вариации цветов, а кожа кавказцев станет оранжевой.
При установке значения -100% он удаляет все цвета, и ваше изображение станет черно-белым. Поскольку у вас нет контроля над тем, как цвета соотносятся с оттенками серого, это не лучший способ создания черно-белого изображения.
Вот эффекты обоих крайних значений насыщенности:
триптих одного портретного изображения с разными настройками насыщенности и вибрации - модуль lightroom develop

Вибранс

В компании Adobe придумали термин Vibrance, чтобы описать более интеллектуальный способ регулировки насыщенности изображения. Вместо того чтобы просто умножать все значения насыщенности на одну и ту же величину, как это делает ползунок насыщенности, вибрация является более избирательной.
Для того чтобы предотвратить обрыв значений насыщенности, он применяет меньшую корректировку к цветам, которые уже находятся близко к краю или центру цветового круга.
Эффект — более равномерная регулировка насыщенности. Он может сделать фотографию более яркой и в то же время защитить оттенки кожи от неестественности.
Вот та же фотография, но на этот раз отрегулированная с помощью только ползунка vibrance.

триптих одного и того же портретного изображения с разными настройками Saturation и Vibrance - модуль Lightroom Develop
Вибрация регулирует средние значения насыщенности больше, чем очень низкие или высокие значения насыщенности, чтобы получить более сбалансированную настройку. Слева: -100, в центре: 0, справа: 100.

Как использовать эти элементы управления, конечно, зависит от фотографии. Часто полезно сначала использовать ползунок вибрации, чтобы выровнять крайние значения насыщенности, а затем произвести небольшую глобальную настройку насыщенности.
Помните, что ползунки на панели Основные влияют на все изображение сразу. Обычно в начале редактирования лучше всего вносить достаточно консервативные корректировки. Позже вы сможете выделить определенные участки изображения с помощью инструментов «Кисть», «Градиент» или «Радиальное выделение»

Добавить комментарий