Как использовать гиперфокальное расстояние для получения более четких фотографий

Один из способов убедиться, что ваши фотографии будут резкими, насколько это возможно, — использовать расчет гиперфокального расстояния.
Это может показаться довольно техническим, и так оно и есть. Но в этой статье мы рассмотрим каждый шаг использования гиперфокального расстояния для получения более четких фотографий.
Как только вы поймете, как это работает, ваши фотографии всегда будут в резком фокусе.

A stunning landscape shot at sunset
Kevin Landwer-Johan

Что такое гиперфокальное расстояние?

Гиперфокальное расстояние — это ближайшее расстояние фокусировки, на котором элементы композиции на бесконечности будут приемлемо резкими. Бесконечность — это самое крайнее расстояние, на которое может сфокусироваться ваш объектив.
Если вы хотите сфокусироваться на элементе на переднем плане и сохранить фон в фокусе, вам нужно знать, как рассчитать гиперфокальное расстояние. Оно различно для каждого объектива фокальное расстояние.
Вы можете спросить: не уменьшит ли мой объектив до самого узкого апертуру, чтобы все было в фокусе? Не обязательно. Узкая диафрагма даст вам больше глубины резкости. Но она не всегда позволяет получить изображение с приемлемой резкостью на заднем плане.
В физике оптики фокусирующей линзы есть больше переменных, которые вступают в игру.

Аэрофотоснимок рисового хозяйства в Таиланде, сделанный с использованием гиперфокального расстояния
Kevin Landwer-Johan

Вычисление гиперфокального расстояния

При фокусировке на объекте, расположенном ближе к камере, глубина резкости будет меньше при любом значении диафрагмы. При фокусировке на объекте, который находится дальше от камеры, глубина резкости будет больше.
Найти «сладкую точку» при любом значении диафрагмы — вот что мы ищем.
При установке объектива на гиперфокальное расстояние достигается максимальная глубина резкости на фотографии. Расчет этого расстояния основан на трех основных переменных:

  1. Ваше фокусное расстояние объектива;
  2. Ваши камеры размер сенсора;
  3. Ваша установка диафрагмы.

При любом гиперфокальном расстоянии объектива все, начиная с половины расстояния, на котором вы фокусируетесь, и до бесконечности, будет приемлемо резким.
Допустим, вы используете 35-мм объектив с диафрагмой f11 на полнокадровой камере. При фокусировке на 6 метров все, что находится на расстоянии от 3 метров до бесконечности, будет приемлемо резким.
Шесть метров — это ваше гиперфокальное расстояние.

Вид с воздуха на храм в Таиланде
Кевин Ландвер-Джохан

Четыре способа рассчитать гиперфокальное расстояние

1. Используйте формулу

Формула для расчета гиперфокального расстояния
Это наименее привлекательный и наиболее сложный метод. Он включает в себя слишком много алгебры для меня и большинства людей, которых я знаю.

2. Используйте старый объектив

Старые объективы (и некоторые новые) имеют метки на оправе объектива, которые можно использовать для расчета гиперфокального расстояния.
Вот пример, показывающий 20-мм объектив, установленный на f11.

Объектив 20 мм на столе
Кевин Ландвер-Йохан

Установив символ бесконечности объектива на середину соответствующего маркера (в данном случае левая желтая линия), вы получите гиперфокальное расстояние.
Все от 0,7 м (обозначено правой желтой линией) до бесконечности будет приемлемо резким.
Эти маркировки предназначены только для полнокадровых камер и будут неверными для сенсоров любого другого размера.
Если у вас нет объектива с такой маркировкой и вы не сильны в алгебре, можно воспользоваться двумя более простыми способами.

3. Используйте диаграмму

В Интернете можно найти множество графиков, показывающих гиперфокальное расстояние для объектива с любым фокусным расстоянием. Распечатав такую таблицу, вы можете носить ее с собой и ссылаться на нее при установке фокуса на объективе.
Убедитесь, что вы используете таблицу, соответствующую размеру матрицы вашей камеры.

4. Скачать приложение

Я предпочитаю использовать Hyperfocal DOF, доступный бесплатно для Android и iOS. Это умное маленькое приложение позволяет ввести информацию и настройки вашей камеры и объектива и выдает гиперфокальное расстояние.
Одно из главных преимуществ использования такого приложения — оно позволяет более точно рассчитать гиперфокальное расстояние, если вы используете зум-объектив.
В большинстве таблиц расстояние указано только для простых объективов, но не для промежуточных фокусных расстояний.

Иметь в виду эти факторы

Чем короче фокусное расстояние, тем ближе гиперфокальное расстояние. Чем выше вы установите f-stop, тем ближе будет гиперфокальное расстояние.
Чем больше матрица, тем ближе гиперфокальное расстояние. Если вы используете то же фокусное расстояние на кроп-сенсоре, гиперфокальное расстояние будет дальше.

Aerial view of a Asian Resort Hotel
Kevin Landwer-Johan

Что такое приемлемая резкость?

Этот термин всегда всплывает в дискуссиях о гиперфокальном расстоянии. Вы можете считать его несколько расплывчатым, так оно и есть. Что такое приемлемая резкость зависит от того, что называется кругом замешательства, который кажется столь же неоднозначным.
Камерные объективы не фокусируют лучи света идеально. В лучшем случае точка света отображается как пятно, а не как четкая точка. Самое маленькое пятно, которое может создать объектив, называется кругом смешения.
Когда ваш объектив сфокусирован, одна точка света на плоскости фокуса будет более резкой, чем если бы она находилась впереди или позади него. Чем дальше от реальной точки фокусировки, тем менее резкой она становится.
Когда ваш объектив установлен на гиперфокальное расстояние, точки света в любой точке диапазона будут находиться в пределах круга смешения. Они будут считаться приемлемо резкими.
Если открыть диафрагму шире, изменить фокус или переместить камеру ближе к точке, круг смешения изменится. Части фотографии могут перестать быть приемлемо резкими.

Голубой коктейль с размытым боке на светлом фоне
Кевин Ландвер-Йохан
Голубой коктейль с размытым боке на светлом фоне
Kevin Landwer-Johan

Голубой коктейль с размытым боке на светлом фоне
Кевин Ландвер-Йохан

Эта серия фотографий может помочь вам понять, что такое круг замешательства. Каждая из них была сделана 105-мм объективом на полнокадровой камере. Диафрагма объектива была установлена на f3.2.
Стекло находится в фокусе. Маленькие светодиодные лампочки на заднем плане явно не в фокусе. Они кажутся намного больше, чем очень маленькие огоньки, которыми они и являются.
Когда я приближал камеру к стеклу и держал ее в фокусе, формы размытых огней на заднем плане казались больше. То же самое происходит и с одиночными точками света, но я не могу практически проиллюстрировать это на фотографиях.
В зависимости от того, как отображается фотография, уровень приемлемой резкости может варьироваться. На отпечатке высокой четкости будет больше деталей, чем на проецируемом изображении или просмотренном на мониторе с низким разрешением.
Приемлемая резкость определяется тем, в какой точке пятно кажется человеческому глазу неотличимым от точки.
Хотите разобраться в понятии приемлемой резкости и круга неясности? На сайте Filmmaker IQ есть отличное видео с превосходной анимацией под названием «Наука глубокого фокуса и гиперфокального расстояния»

Использование гиперфокального расстояния для создания креативных фотографий

Для многих людей важно делать технически правильные фотографии. Другим людям не так важно, чтобы все было сделано по правилам.
При создании фотографий с правильно рассчитанным гиперфокальным расстоянием получаются очень резкие изображения. Но это не обязательно будут интересные снимки только потому, что они технически правильные.
Я не часто использую технику гиперфокального расстояния. Обычно, когда я фотографирую пейзажи или широкие сцены, я включаю интересный элемент на переднем плане.
Обычно это ближе к объективу, чем минимальное расстояние фокусировки, при котором все остальное на фотографии будет резким

Розовый цветок георгина на фоне зеленого пейзажа
Kevin Landwer-Johan

На моей фотографии георгина цветок находится близко к объективу и в фокусе. Я использовал 35-мм объектив, установленный на f11. Несмотря на то, что мой объектив среднеширокоугольный и диафрагма была f11, фон не в фокусе.
Чтобы цветок и фон были достаточно резкими, мне пришлось бы отойти слишком далеко от цветка. При f11 гиперфокальное расстояние для моего 35-мм объектива составляет 3,79 м, поэтому цветок был бы очень маленьким в кадре.
Фотографировать большие объекты и сохранять интересную композицию проще. Это связано с тем, что вы можете находиться гораздо дальше от объекта съемки, чтобы хорошо его кадрировать.
Таким образом, он попадает в диапазон гиперфокального расстояния вашего объектива.
Например, моя фотография самолета ниже. Я использовал 50 мм объектив на полнокадровой камере. Объектив был установлен на f10. Я сфокусировался на ветровом стекле самолета. Оно должно находиться на расстоянии 8,66 м или дальше, потому что это гиперфокальное расстояние.
Стыки на фюзеляже самолета в районе носа четкие, как и детали на заднем плане.

Самолет на взлетной полосе аэропорта
Кевин Ландвер-Йохан

Заключение

Сейчас среди фотографов очень модно работать с очень малой глубиной резкости. Иногда легко забыть закрыть диафрагму, сделать несколько шагов назад и получить действительно резкие изображения.
Рассмотрите свой объект съемки. Подумайте обо всей сцене. Не зацикливайтесь на создании размытых фотографий только потому, что это то, что вы делаете.
Понимание гиперфокального расстояния может помочь вам делать более интересные фотографии. Для того чтобы понять, когда нужно достать таблицу или приложение, чтобы помочь с расчетами, требуется некоторая практика.
Вы должны тщательно выбирать возможности для использования этой техники. Это не та техника, которую вы захотите использовать постоянно, даже если вы преимущественно фотографируете пейзажи.
Жесткое следование определенной технике съемки, например, расчету гиперфокального расстояния, может привести к унылым фотографиям. Важно найти баланс между техническими аспектами и творческим самовыражением. Технически правильные фотографии все равно могут быть очень безжизненными.
Техническая точность сама по себе не делает фотографию хорошей. Попробуйте творчески использовать технику гиперфокального расстояния в следующий раз, когда вы выйдете с фотоаппаратом.

Добавить комментарий