Как понять глубину резкости в фотографии

Глубина резкости (DoF) — один из инструментов, которыйсделает ваши изображения более мощными и интересными. Это художественный выбор фокусировки с технической основой.

В этой статье я помогу вам понять, что такое глубина резкости и как вы можете использовать ее в своей фотографии.

Вечнозеленый под дождем с малой глубиной резкости.
Вечнозеленый под дождем с малой глубиной резкости. Фото Дженн Мишра. Настройки: 208 мм, 1/80@f/6.3, ISO 320

Понимание глубины резкости

Глубина резкости в фотографии описывает, какая часть сцены находится в фокусе. Технически, глубина резкости — это расстояние между ближайшими объектами в фокусе и самой дальней точкой фокуса. Представьте, что вы смотрите на пейзаж через камеру. Глубина резкости начинается с первого объекта, который находится в фокусе, и простирается до самого дальнего объекта в фокусе.

Глубокая и мелкая резкость изображения

Мы говорим о глубине резкости в терминах глубокая и мелкая. Глубокую DoF также называют широкой или большой. Мелкую DoF также называют маленькой или узкой.

Пейзажные фотографы часто хотят, чтобы вся сцена была в фокусе, от ближайшего камня до самой дальней горы. Это большая глубина резкости.

На этом снимке водопад на заднем плане и скалы на переднем плане находятся в фокусе.

Струящийся водопад
Ландшафт с большой глубиной резкости. Настройки: 26 мм, 0,5 секунды при f/11.

Портретные фотографы не обязательно хотят, чтобы вся сцена была в фокусе. Если вы гуляете по городу и снимаете уличные портреты, вы хотите, чтобы человек был в центре внимания. Отвлекающий фон должен быть сведен к минимуму. Для этого используетсямалая глубина резкости. Ваш передний план находится в фокусе, а задний — нет.

На этом изображении в фокусе находится только святой человек на переднем плане. Фон дает ощущение окружающей обстановки, не отвлекаясь от переднего плана.

Крупный план фиолетовых цветов
Передний план цветов находится в фокусе. Фон сада размыт. Параметры: 400 мм, 1/400 секунды при f/5.6.

Маленькая глубинная резкость — отличный способ отделить передний план от фона. Фон может быть неинтересным или отвлекать внимание от объекта съемки. Посмотрите эту статью о других способах использования малой глубины резкости

Возможно умело сочетать мелкую и глубокую глубину резкости в одной фотографии. На этом снимке фотограф использовал смартфон для съемки с широкой ДН. Затем фотограф сфотографировал изображение с малой глубиной резкости.

A hand holding a smartphone to naturally frame a night street photo , using a Wide and Shallow Depth of Field Together
A hand holding a smartphone to naturally frame a night street photo , using a Wide and Shallow Depth of Field Together

Через минуту я покажу вам, как добиться большой и малой глубины резкости. Но перед этим вам нужно знать еще одну вещь о зоне фокусировки.

Что такое фокус-распределение?

Фокус притягивает взгляд. Поэтому, как правило, следует фокусироваться на точке, представляющей наибольший интерес. Глубина резкости показывает, какая часть сцены будет в фокусе перед точкой фокусировки и какая часть фона будет в фокусе.

Когда вы выбираете точку фокусировки, фокус не распределяется равномерно перед и за этой точкой. Часто одна треть фокуса попадает перед точкой фокусировки, а другие две трети — за ней.

Позвольте мне привести пример.

Я собираюсь использовать онлайн-калькулятор глубины резкости, чтобы рассчитать, как далеко впереди и позади объекта будет фокус. Возможно, вам будет полезно открыть калькулятор самостоятельно и проследить за его работой.

  1. Я указываю корпус своей камеры. Размер сенсора имеет значение для DoF. Я использую Sony A7R4
  2. Я ввожу фокусное расстояние своего объектива. Я собираюсь использовать 50-мм объектив, установленный на f/11.
  3. Я ввожу расстояние до объекта съемки. Допустим, 3 метра (около 10 футов).

Калькулятор DoF говорит, что ближайшая точка в фокусе находится на расстоянии 2,14 метра, а самая дальняя — 5 метров. Калькулятор также сообщает мне, что 0,86 метра перед объектом съемки будут в фокусе (29,97%). Два метра позади объекта съемки (70,03%) будут в фокусе. Это примерно соотношение одной трети и двух третей, о котором я только что говорил.

Калькулятор глубины резкости PhotoPils.
Калькулятор глубины резкости PhotoPils.

Калькулятор DoF также сообщает мне гиперфокальное расстояние. Это важно для ландшафтных фотографов.

Гиперфокальное расстояние говорит мне, где сфокусироваться в сцене так, чтобы иметь резкий фокус до бесконечности. Бесконечность — это расстояние, которое видит глаз.

В пейзажах, если вы фокусируетесь на переднем плане, фон будет выглядеть размытым на снимке. Если сфокусироваться на заднем плане, то передний план будет выглядеть расфокусированным. Чтобы это исправить, фокус должен находиться где-то посередине, между передним и задним планом. Эта точка фокусировки и есть гиперфокальное расстояние.

После того, как я познакомил вас с калькулятором DoF, немного поиграйте с ним. Введите корпус вашей камеры и различные фокусные расстояния. Обратите внимание, что цифры меняются. Глубина резкости зависит от множества факторов.

Теперь, когда вы немного ознакомились с теорией, перейдем к практике. Позвольте мне показать вам, как управлять глубиной резкости на ваших снимках.

Как управлять глубиной резкости

Глубокая и малая глубина резкости находятся на одном континууме. Вы можете получить абсолютно резкую сцену или самую тонкую линию фокуса. Это зависит от вас. Большинство фотографов находят оптимальный вариант где-то посередине.

Я расскажу о трех элементах, которые изменяют то, какая часть сцены находится в фокусе: диафрагме, фокусном расстоянии и относительном расстоянии. Как только вы узнаете, как управлять глубиной резкости, вы сможете решать, насколько глубоким или мелким должен быть ваш фокус.

Изменение диафрагмы

Изменение диафрагмы (f/stop) является одним из основных способов изменения глубины резкости. Как правило, чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости, и наоборот. Помните, что широкие диафрагмы имеют маленькие цифры.

Диаграмма, объясняющая глубину резкости и размеры диафрагмы.
Диаграмма, объясняющая глубину резкости и размеры диафрагмы.

Посмотрите на эту иллюстрацию. Сверху показан DoF при использовании диафрагмы f/2,8. Девушка находится в фокусе, но собака на переднем плане и дерево на заднем плане будут размыты. Внизу показано, как расширяется зона фокусировки при диафрагме f/16. Собака, девочка и дерево будут в фокусе.

Ни то, ни другое не является правильным или неправильным. Это зависит от того, что вы хотите получить в фокусе.

подробная диаграмма, объясняющая, как диафрагма влияет на глубину резкости
Подробная диаграмма, объясняющая, как диафрагма влияет на глубину резкости.

Если вы снимаете портрет, очень широкая диафрагма, например f/1.2, может поместить глаза в фокус, но сделать нос и уши размытыми. Используя ту же диафрагму, вы можете сфокусироваться на носе, что приведет к размытию глаз. Чтобы получить в фокусе и глаза, и нос, возможно, потребуется использовать f/5,6 или f/8,0.

Крупный план портрета женщины в фиолетовом платке
Портрет с малой глубиной резкости. Обратите внимание, что ближний глаз находится в фокусе, но задний глаз размыт. Фотография Дженн Мишра. Параметры: 50 мм, 1/160@f1.8, ISO100.

Вернемся к онлайн-калькулятору глубины резкости и введем пару разных f/stops, чтобы посмотреть, что получится.

  1. Я ввожу корпус своей камеры (Sony A7R4) и объектив (50 мм).
  2. В этот раз я выберу f/2.8 вместо f/11.
  3. Я буду держать расстояние до объекта съемки на уровне 3 метров, чтобы быть последовательным.

Заметьте, что DoF перед и за объектом съемки сильно изменилась. При f/11 DoF составляла 2,86 метра. При f/2,8 в фокусе будет только 0,61 метра. Это гораздо более узкий диапазон.

В целом, при f/стопе 2,8 фон будет более размытым, чем при f/стопе 16.

Если вы хотите создать малую глубину резкости, выберите широкую диафрагму. Если вы хотите получить в фокусе большую часть сцены, выбирайте меньшую диафрагму. Это одна из причин, по которой фотографы-портретисты предпочитают диафрагмы от f/1,4 до f/5,6, а фотографы-пейзажисты — от f/11 до f/22.

Но это еще не все. Другие вещи влияют на то, насколько широка или узка глубина резкости.

Изменение фокусного расстояния

Фокусное расстояние объектива также влияет на глубину резкости. Если не усложнять, то более длинное фокусное расстояние, например 300 мм, дает меньшую глубину резкости, чем широкоугольный объектив 35 мм.

Вернемся к нашему онлайн-калькулятору глубины резкости и введем пару разных фокусных расстояний, чтобы посмотреть, что получится.

  1. Я ввожу корпус своей камеры (Sony A7R4) и выбираю f/8.0.
  2. Я буду держать расстояние до объекта съемки на уровне 3 метров, чтобы быть последовательным.
  3. Вначале я введу 50 мм в качестве фокусного расстояния моего объектива.
  4. Потом я изменю фокусное расстояние объектива на 200 мм

При фокусном расстоянии 50 мм зона фокусировки начинается с расстояния 2,34 метра и простирается до 4,19 метра. Все, что находится между этими расстояниями (1,85 метра), будет в резком фокусе.

Но при фокусном расстоянии 200 мм моя зона фокусировки будет начинаться с 2,95 м и простираться до 3,05 м. Это гораздо меньшая глубина резкости. В фокусе будет только 0,10 метра!

Но в этом есть и нечто большее.

Объектив 200 мм, сфокусированный на 3 метрах, не покажет вам ту же композицию, что и объектив 50 мм, сфокусированный на 3 метрах. Фокусное расстояние 50 мм дает поле зрения 40. При фокусном расстоянии 200 мм поле зрения составляет около 10. Композиция сильно отличается.

Сравните эти два снимка, сделанные с одной и той же точки обзора. Единственной настройкой, которая изменилась, было фокусное расстояние. Изображение слева было сделано на 133 мм. Снимок справа был сделан при 100 мм. Обратите внимание на изменение размытия кувшинок на заднем плане.

Вы можете уравнять композиции, подойдя ближе к объекту съемки с помощью широкоугольного объектива. Если вы сделаете это, разница в глубине резкости будет менее заметна.

Учитывайте относительное расстояние

Глубина резкости имеет много общего с расстоянием. Но относительное, а не абсолютное расстояние в футах или метрах.

  • Расстояние от вас до вашего объекта.
  • Расстояние между объектом съемки и фоном.

При удалении от объекта съемки глубина резкости увеличивается. Перемещение ближе к объекту съемки сделает ее более узкой.

Если вам нужна малая глубина резкости, объект съемки должен находиться вдали от фона. Например, если ваша модель стоит у стены, вы не сможете размыть стену. Модель и стена будут находиться в одной плоскости фокуса. Попросите модель сделать шаг к вам.

Есть один случай, когда глубиной резкости можно манипулировать. Это использование объективанаклон и сдвиг. Играя с наклоном объектива, можно поместить всю сцену в фокус при использованииширокой диафрагмы.

Портрет коричневого животного крупным планом.
Маленькая глубина резкости.

Как получить желаемую глубину резкости

Глубина резкости — это не один параметр вашей камеры. Вы можете изменить три различные переменные, влияющие на DoF: диафрагму, фокусное расстояние и относительное расстояние.

Размер матрицы также влияет на глубину резкости. Более крупные матрицы имеют меньшую глубину резкости. Таким образом, камера с кроп-сенсором, как правило, имеет меньшую глубину резкости. Я не стал рассматривать эту переменную, потому что большинство фотографов не меняют корпус камеры, чтобы контролировать глубину резкости. Я упомянул об этом на случай, если вы будете сравнивать снимки с другом, у которого другой корпус камеры.

Диафрагма — это самый простой параметр, который можно изменить для управления глубиной резкости. Как правило, чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости. Но открытие диафрагмы пропускает больше света. Возможно, вам придется уравновесить увеличившийся свет более короткой выдержкой. Все дело в треугольнике экспозиции

Диаграмма, показывающая треугольник экспозиции - iso, выдержка и диафрагма

Если вы не получаете желаемой глубины резкости, следующее, что нужно изменить, — это относительное расстояние. Подойдите ближе к объекту съемки. Если это не помогает, переместите объект съемки подальше от фона. Невозможно создать размытый фон, если объект и фон находятся рядом друг с другом. Создание глубины резкости — это все о соотношении глубин.

Если вы пытаетесь добиться большой глубины резкости, вам может понадобиться определить, где именно должна находиться точка фокусировки. Вычисление гиперфокального расстояния подскажет вам это.

И наконец, знайте, что фокусное расстояние вашего объектива также влияет на глубину резкости. Если у вас зум-объектив, попробуйте использовать широкоугольный объектив для большей глубины резкости и приближающий — для меньшей. Изменение фокусного расстояния также влияет на композицию, поэтому вам придется балансировать между идеальной глубиной резкости и идеальным кадром.

Глубина резкости нового уровня

В завершение этой статьи я познакомлю вас с парой смежных тем, касающихся глубины резкости. Сложение фокусов — это способ создания очень большой глубины резкости. Также можно имитировать малую глубину резкости. Это особенно полезно при использовании смартфона.

Сложение фокусов

Существуют ситуации, когда невозможно получить достаточно большую глубину резкости на одном снимке. Фотографы-пейзажисты иногда борются за то, чтобы получить в фокусе очень близкий элемент переднего плана и в то же время сохранить в фокусе дальние элементы.

Макрофотографы снимают очень маленькие объекты, такие как цветы и насекомых с помощью длиннофокусного макрообъектива. Макрообъектив позволяет фотографу подойти очень близко к объекту съемки. Поскольку при использовании длиннофокусного объектива они находятся близко к объекту съемки, глубина резкости часто получается очень малой.

Close up of spoons on a textured background.
Close up of spoons on a textured background. Фото Дженн Мишра. Параметры: 90 мм, 2,5 секунды@f/18, ISO400

Для борьбы с обеими ситуациями фотографы фокусируют стековые изображения. Они делают множество снимков одной сцены. На каждом снимке они слегка меняют точку фокусировки. Фотограф-пейзажист может сделать три или более снимков. Первый фокусируется на элементе переднего плана, второй — на среднем плане, третий — на заднем плане. Позже изображения сшиваются вместе в Photoshop. Части каждого изображения, находящиеся в фокусе, объединяются в одно изображение.

Если вы хотите узнать, как фокусировать изображение, посмотрите статью Как использовать фокус-стекинг для более четких фотографий.

Симулированная малая глубина резкости

Возможно имитировать эффект размытия при малой глубине резкости. Вы можете добавить эффект размытия в Photoshop или использовать приложения или программное обеспечение, которые цифровым способом имитируют этот эффект.

Смартфоны ограничены в возможности создания размытого фона. Но вы все равно можете добиться такого эффекта, подойдя к объекту съемки вплотную или используя приложение для моделирования глубины резкости.

Новые версии iPhone упростили управление этим эффектом. Я все еще не могу изменить диафрагму на своем iPhone 11S, но я могу имитировать и контролировать малую глубину резкости.

Позвольте мне привести пример.

Я использовал портретный режим на своем iPhone 11S, чтобы сфотографировать своего кота. Поскольку я выбрал портретный режим, камера автоматически накладывает размытие фона на изображение. Я могу использовать этот режим, даже если не снимаю портреты, чтобы получить размытый фон.

Триптих портрет кошки с использованием iPhone при f/4.5, f/1.4 и f/16.
Кошачий портрет с помощью iPhone при f/4.5, f/1.4 и f/16.

Когда я нажимаю кнопку EDIT, у меня есть несколько вариантов. Левое изображение — оригинал. Видно, что камера выбрала диафрагму f/4,5. Если я нажму на диафрагму, появится ползунок, с помощью которого я изменю диафрагму. На среднем изображении показано, что произойдет, если я выберу f/1,4. На правом изображении показано, что произойдет, если я выберу f/16.

Если камера вашего телефона не имеет такой функции, то такие приложения, как Focos на iPhone или Android имитируют глубину резкости, виртуально изменяя диафрагму.

Заключение

Для увеличения глубины резкости у вас есть три варианта:

Вы можете сузить диафрагму, увеличив f/stop, удаляясь от объекта съемки или уменьшая фокусное расстояние объектива.

Чтобы уменьшить глубину резкости, у вас есть три варианта:

Вы можете увеличить диафрагму, уменьшив f/stop, подвинувшись ближе к объекту съемки или увеличив фокусное расстояние объектива.

Добавить комментарий