8 советов по составлению натюрморта для фотографов

Каждый, кто борется с композицией натюрморта, слышал о правиле третей и золотом сечении. Но это не всегда помогает.
Новички часто обнаруживают, что у них много академических знаний, но неудовлетворительные фотографии.

В этой статье мы поговорим о практических советах, которые вы можете использовать при съемке натюрмортов. Давайте начнем!

Фотография листа бумаги с цветком и чашкой чая рядом с ним

8. Сосредоточьте композицию натюрморта вокруг объекта-героя

Перво-наперво решите, каким будет ваш геройский объект.

В большинстве случаев ощущение полного хаоса вместо гармоничной композиции возникает из-за незнания того, какой объект является героем. Вместо того чтобы сосредоточиться на одном объекте, зритель не знает, куда смотреть.

A 4 photo grid showing setting for a magic still life photography composition
Я всегда начинаю выстраивать композицию натюрморта с центра интереса

Это не значит, что ваш главный объект должен находиться в центре изображения. Но вы должны направлять взгляд зрителя к нему.

Поместите диагональные предметы, такие как ложки или соломинки, чтобы указать на вашего героя. Пусть это будет самый яркий и острый предмет в кадре

Например, на этом изображении ясно, что героем является яблоко. Почему? Его яркий цвет сразу привлекает внимание.

фото натюрморта из красного яблока, положенного поверх книг

Если вам интересно, правильно ли работает ваш центр интересов, проведите этот простой тест:

Отвернитесь от сцены. Досчитайте до десяти. И быстро повернитесь.

Какой объект вы увидели первым? Это ваш герой? Да? Хорошо! Нет? Замените этот предмет на что-то менее привлекательное. Не удаляйте все яркие детали. Просто обратите внимание на их относительный размер.

Мелкие красные ягоды на темном фоне — прекрасный визуальный акцент. Но большое красное пятно на размытой салфетке прямо за розовым тортом — это отвлекающий маневр.

Атмосферный натюрморт с морскими предметами на фоне разбитого стекла
Фокусная точка или центр интереса — это самое яркое во всем кадре

7. Создание рамок для композиции нескольких предметов

Иногда объектов слишком много, чтобы решить, какой из них является фокусным. Скажем, у вас есть шесть ювелирных изделий, которые нужно рекламировать. В этом случае убедитесь, что каждому из них уделяется одинаковое внимание.

Один из способов сделать это — разделить их на отдельные пространства, как рамки теневого бокса. Сделайте каждый из них музейным экспонатом, достойным отдельного взгляда. Представьте их как коллекцию диковинок.

Диптих фото магической тематической композиции натюрморта
Коробки и рамки отлично подходят для подхода «разделяй и властвуй»

Существует множество способов создать подходящее разделение в композиции натюрморта:

  • коробка с отдельными отделениями,
  • рисование мелом,
  • гигантская головоломка,
  • упрощенные карты городов,
  • бумажное или меловое изображение диаграммы Венна или круговой диаграммы,
  • угли и картины в рамах,
  • цветное блокирование, при котором пятно каждого цвета присваивается отдельному объекту,
  • собирание чемоданов или гробов,
  • Картезианские координаты,
  • книжные полки,
  • кекс стоит.
Плоский натюрморт с изображением кофе, вафель и ингредиентов в меловой сетке на темном фоне
Использование мела может быть полезно для разделения объектов

Список можно продолжать и продолжать! Выберите то, что соответствует вашей теме, и сделайте это единственным правителем сцены.

6. Нарушить монотонность, чтобы создать интерес

Похожие элементы, аккуратно размещенные в строгом периодическом порядке, могут выглядеть скучновато. Поэтому нарушите либо их сходство, либо периодичность.

Выберите одну большую тарелку и две маленькие. Разрежьте одно яблоко оттуда на половинки, оставьте пятно от кофе на месте чашки кофе.

Если ваша цель — не навязчиво аккуратная фотография (вы можете вдохновиться фильмом Уэса Андерсона и сделать именно так), не позволяйте вашим объектам выглядеть как солдаты, застывшие во внимании. Отказ от монотонности сделает ваши фотографии натюрмортов более живыми и красивыми.

Магическая тематическая натюрмортная композиция с участием зажигалок и пробирок
Обратите внимание на разный размер пробирок

То же самое касается любых объектов, образующих прямые линии. Экспериментируйте с разными размерами или углами наклона всех предметов, например столовые приборы, стебли цветов, края салфеток, карандаши и даже ручки чашек.

Не устанавливайте их параллельно друг другу. В большинстве случаев это выглядит неестественно. Вместо этого расположите их под небольшим углом. Убедитесь, что они направляют взгляд зрителя к фокусной точке.

На фотографии ниже вместо того, чтобы расположить все блески для губ в одну линию, все они расположены под разными углами, некоторые открыты, некоторые закрыты.

фото натюрморта из помад разных цветов

Когда фотографируешь тему, связанную с едой, указывать вилкой на свой главный объект было бы чрезмерно и слишком в тему.

Креативная композиция натюрморта на тему еды
Простой узор, нарушаемый красочным томатным свушем!

Но если воображаемая линия, созданная вилкой, ведет в общем направлении главного объекта, это сделает путешествие зрителей по вашей фотографии более комфортным. И они останутся здесь немного дольше.

5. Используйте перекрытие, чтобы подчеркнуть объем и глубину

Flatlay получил свое название потому, что все элементы смотрятся сверху, и ни один из них не загораживает и не перекрывает друг друга. Поэтому изображение выглядит плоским.

Не поймите меня неправильно, это все равно может быть великолепно, и есть приемы, которые можно использовать для создания объема в плоском натюрморте. Но перекрывающиеся объекты — это хороший способ подчеркнуть глубину сцены. Это работает и в рисовании натюрморта, и в фотографии.

A creative travel themed still life flat lay
Вы можете создавать объем и в плоских слоях

Взять, к примеру, приведенный ниже алхимический натюрморт. Представьте, что я расположил все бутылки по прямой линии на одинаковом расстоянии от камеры.

Мы бы не имели представления о глубине сцены. И нам было бы немного сложнее распознать главный объект. Конечно, это все равно было бы делом полусекунды, но это имеет значение. Любой зритель замечает подобные вещи бессознательно. И это влияет на их решение, нравится им фотография или нет.Атмосферная магическая тематическая композиция натюрморта с участием стеклянных бутылок, дыма и пробирок

Установите несколько объектов и наложите их на другие реквизиты, не перекрывая их полностью. Поместите несколько атмосферных деталей на передний план и добавьте несколько на задний.

Что является главным объектом на изображении ниже?

натюрморт фото пирожных марленка и кофе за

Вы должны почти сразу понять, что пирожные являются основными объектами. Это происходит потому, что ломтики перекрывают другие реквизиты.

Позвольте зрителям почувствовать, что вы работаете в трехмерной сцене. Пусть ваши объекты отбрасывают тени и отражаются друг от друга. Пусть они взаимодействуют. Таким образом, вы сможете создать глубину в своих изображениях и создать иллюзию недостающего третьего измерения.

Триптих натюрморта с изображением балансирующего печенья

Помните, что визуальные края ваших объектов не должны просто касаться других объектов. Это должно быть либо четкое перекрытие, либо четкое разделение.

Если у вас есть две чашки с четким пространством между ними, это нормально. Но если у вас две чашки, и их ручки слегка соприкасаются, это сбивает с толку. Сдвиньте их ближе друг к другу или раздвиньте дальше.

4. Использование простых фигур в качестве шаблона

Попробуйте выстроить композицию вокруг простой формы, например, треугольника или круга. Это позволит вам сбалансировать кучу мелких объектов вместе или придумать гармоничную фотографию в условиях дефицита времени.

Треугольники

Классический (и мой любимый) пример — треугольник. Сначала мысленно представьте треугольник с основанием в нижней части вашего кадра. А затем разместите свои объекты в его границах.

Большую часть времени эта структура имеет ощущение скрытого движения. Она не так устойчива, как квадрат, но все же имеет прочный фундамент. Поэтому композиция, основанная на треугольнике, выглядит сбалансированной, но не скучной.

Диптих фото волшебных тематических натюрмортов
Классическая треугольная композиция за работой

Если вы хотите создать ощущение, что что-то идет не так, дисбаланса или замешательства, перевернутый треугольник — ваш лучший друг. Я использую его в основном в своих картинах, изображающих расстроенных писателей, страдающих от творческого блока, которые готовы сжечь каждую страницу неудовлетворительной работы.

A creative flat lay photo of the messy writing desk and a person holding a match to a typewriter - creative still life photography composition
Перевернутый треугольник гораздо более несбалансирован и динамичен

Я помещаю что-то массивное в верхнюю область своего фрейма (например, печатную машинку или кривой вопросительный знак).

После этого я добавляю меньшие объекты прямо под ним, создавая вершину перевернутого треугольника.

A creative flat lay photo of the messy writing desk and a person holding a crumpled ball of paper with typography overlayed - creative still life photography composition
Мне нравится, как это выглядит в натюрморте, где виден персонаж, скажем, писатель

Кривые

Также в этом контексте мы можем считать кривые базовыми фигурами.

Например, S-образная кривая может придать вашей композиции ощущение плавного движения, простого и элегантного.

Диптих фото волшебных тематических композиций натюрмортов
Вы можете использовать S-образную кривую не только в плоских укладках

Кривые, преобразованные из диагональных линий, также отлично работают. Представьте себе линию, идущую, скажем, из левого нижнего угла вашего изображения в правый верхний.

Вы можете построить композицию на основе этой линии, чтобы сделать ее динамичной, с сильным ощущением движения. Вы можете смягчить этот эффект, превратив прямую диагональную линию в кривую.

Яркая и воздушная фотография-диптих с акварельными красками и розовыми розами
Изображения, основанные на кривых, преобразованных из диагональной линии

Представьте себе эту кривую и расположите объекты вдоль нее, следуя ее движению. Не нужно быть слишком точным, просто следуйте общему направлению.

Позвольте себе поместить дополнительные детали четко за пределами кривой, чтобы ваша композиция выглядела естественно.

3. Использование баланса и симметрии для привлечения внимания зрителей

Это мое любимое упражнение по композиции! Представьте свою фотографию на качелях на детской площадке. Если самый визуально массивный объект находится прямо в центре, качели устойчивы.

Иными словами, у вас сбалансированная композиция. Но так она может быть слишком симметричной и немного скучной.

Попробуйте разместить ваш главный объект слегка не по центру. Это нарушает равновесие, поэтому вам нужно добавить что-то на другой конец качелей.

Не добавляйте объект такого же размера (это приведет к другой симметричной композиции). Добавьте объект меньшего размера, но расположите его дальше от центра. Он будет работать как подходящий противовес.
Диптих фото схемы композиции и получившегося натюрморта - креативная композиция натюрморта
Например, в этом натюрморте с ловушкой атара у меня есть большая лабораторная бутылка с сияющей звездой внутри. Я разместил ее немного не по центру, но добавил две сияющие звезды слева в рамку.Диптих фото схемы композиции и получившейся фотографии натюрморта - креативная композиция натюрморта

В результате яркость этих звезд помогает создать сбалансированную композицию. Качели неподвижны.

2. Фотографируйте детали, чтобы оживить композицию

Зачастую проблема с композицией возникает из-за отсутствия правдоподобных деталей. Изображения могут выглядеть слишком чистыми и аккуратными. Детали оживляют фотографию. Крошки от пирога, рассыпанный сахар или пара смятых бумажных шариков.

Эти детали показывают, что в вашем изображении кто-то живет.

Фотография ребенка, опирающегося на стол, заставленный кофейными чашками и канцелярскими принадлежностями, на темном фоне - креативная композиция натюрморта
Такой беспорядочный натюрморт выглядел бы пустым без карандашной стружки и бумажных шариков

Представьте себе этот усталый стол для писателей без карандашных стружек. Или почти симметричную игру в хопскотч без разбросанных листьев мяты.

Это не кажется правдоподобным, не так ли?

Плоская фотография чайных чашек и ингредиентов на меловой сетке на темном фоне - креативная композиция натюрморта
А этот снимок был бы слишком холодным и механическим без рассыпанных кофе, сахара и листьев мяты.

Это как дом без растений и уютных подушек. Вы все еще можете жить в нем, но он мог бы быть гораздо более комфортным.

Но будьте осторожны! Не заслоняйте суть фотографии второстепенными деталями.

1. Обрезка для придания реалистичности изображениям натюрморта

Как у начинающего фотографа, у меня была одна большая проблема с композицией. Нерешительный кроппинг. По какой-то причине я хотел, чтобы все мои объекты находились в кадре. Нетронутыми. Без разрезов.

Если у меня была ложка, то вся ложка оказывалась в моем кадре. И я не понимал, насколько это неестественно. А теперь я вижу, что и у других начинающих фотографов натюрмортов такой же подход. Будьте смелее! Кадрируйте плотнее!

Плоская фотография кофейных чашек и канцелярских принадлежностей на темном фоне - креативная композиция натюрморта
В ранние годы я бы не стал обрезать здесь ни бумаги, ни кофейные чашки

Позвольте зрителю почувствовать, что за пределами вашего кадра находится целый мир, что сцена расширяется вбок и наружу. Конечно, не обрезайте ключевые детали.

С другой стороны, действительно ли вам нужна вся полнота этой салфетки и этой кофейной чашки?

Оставляя некоторые второстепенные объекты за пределами кадра, вы придаете сцене естественный вид. Как будто вы столкнулись с ней в реальной жизни и просто спустили затвор.

натюрморт фото чайных чашек на столе
Верхний снимок чая с сотами

Если вы испытываете тот же страх обрезать что-то важное, попробуйте выполнить это простое упражнение. Сделайте композицию натюрморта своим обычным способом. И после этого оставьте нетронутой только половину всех объектов.

Сохраните ключевые детали и позвольте другим реквизитам присутствовать на фотографии лишь частично. Сделайте хотя бы 10 фотографий с таким подходом, и вы поймете, что в следующий раз сможете сделать это легко и свободно.

Это простое улучшение оживит ваш снимок.

Заключение

Композиция во многом похожа на обучение езде на велосипеде. Долгое время у вас ничего не получается, кроме неудач. И вдруг — вуаля! Вы делаете это инстинктивно.

Попробуйте определить свои относительные слабости и точно работать над их улучшением. Эти советы направят вас в правильном направлении. Желаю удачи в ваших экспериментах!

Добавить комментарий